обследование письма

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК. АВТОР, НАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ, ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Под редакцией Т.В.Ахутиной, О.Б.Иншаковой. Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». М., 2008

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ:

Методика обследования письма является стандартизированной. Методика предназначена для выявления у младших школьников нарушений письма. Обследование осуществляется с помощью выполнения следующих видов работ: слухового диктанта, списывания с печатного и рукописного текстов. Отбор материала проводился на основе лингвистического анализа текстов. Все материалы контрольных письменных заданий рекомендованы для использования Министерством образования и науки РФ.

 

Для оценки успешности выполнения заданий применена балльная система. Общая сумма баллов, начисленных за ошибки, позволяет оценить степень выраженности нарушения и охарактеризовать у учащегося уровень сформированности контроля за процессом письма, который определяется путем вычитания из общего количества допущенных ошибок, числа ошибок, найденных и правильно исправленных ребенком. Аналогично оцениваются все виды выполняемых письменных работ: диктанты, списывания с печатного и рукописного текстов.

 

Все обнаруженные ошибки делятся на дисграфические, дизорфографические, аграмматические и метаязыковые. Для констатации дисграфии в письменных работах подробно анализируются только ошибки первой группы.

 

К дисграфическим ошибкам следует относить ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма. Фонетический принцип предполагает написание слова в полном соответствии с его произношением. Данные ошибки делятся на несколько групп в зависимости от причины их возникновения:

  • замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков (звонкие и глухие согласные, включая их мягкие пары, твердые и мягкие согласные);
  • оптические ошибки;
  • моторные ошибки;
  • зрительно-моторные ошибки;
  • зрительно-пространственные ошибки;
  • ошибки звукового анализа и синтеза.

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

Специфика данной методики: одни и те же контрольные задания предлагаются для выполнения детям дважды. Учащиеся выполняют их как в конце учебного года, так и в начале следующего года при переходе в следующий класс. Материал, используемый для обследования в конце 1 класса, дается еще раз в начале 2 класса; материал, используемый для обследования в конце 2 класса, дается детям еще раз в начале 3 класса и т.д. Сравнение двух одинаковых работ, выполненных в разное время, позволяет выявить у одних детей утомляемость, возникающих к концу учебного года, у других – распад сформированных стереотипов письма, обнаруживаемый в начале нового учебного года. В одном случае наблюдается большее количество ошибок в конце учебного года, а в другом случае – в начале нового учебного года. Полученные сведения позволяют проектировать индивидуальную программу коррекционной работы.  

 

Дети, требующие посторонней помощи и не справившиеся с заданием в отведенное время, фиксируются.

 

Для выполнения задания на списывание каждому ученику раздаются индивидуальные листы с образцами контрольных текстов.

 

Для обследования следует выбирать одно и то же время, например, первую половину дня.

 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Обследование проводится фронтально, т.е. у всех учащихся в классе или в небольших (под) группах детей, зачисленных на логопедические занятия.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Общая продолжительность – 60-80 минут (ориентировочно), из них время проведения обследования – 40-45 минут (или время ограничивается временными рамками, отводимых для данных видов письменных работ), время для проверки выполненных заданий – 5-10 минут (на каждого ребенка), время для анализа допущенных ошибок – 10-15 минут (на каждого ребенка).

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • тексты для учителя-логопеда к проведению письменных заданий (диктант, списывание) для учащихся 1-4 классов;
  • тексты для учащихся 1-4 классов при выполнении задания на списывание (индивидуальный раздаточный материал);
  • тетради (если задания выполняются детьми, зачисленными на занятия), тетрадные листы (если задания выполняются всем классом).

 

ТРЕБОВАНИЯ:

  • перед выполнением письменных работ детям нужно подробно объяснить процедуру проведения обследования;
  • в разных классах или (под) группах детей диктант должен проводить один и тот же специалист (логопед или учитель);
  • текст диктанта следует читать громко, с одинаковой скоростью, четкой артикуляцией, но без проговаривания сложных для написания мест в словах;
  • для выполнения задания на списывание каждому ученику раздаются индивидуальные листы с образцами контрольных текстов.
Download
Neyropsikhologicheskaya_diagnostika_obsl
djvu File 1.1 MB